понедельник, 15 февраля 2016
Давненько со мной такого не было, чтоб сразу и в точку. И, увы и ах, личные местоимения тут преобладают.
Наверное, стоит сказать, что эта книга - мой первый опыт знакомства с Брэдбери. И это было вау. Даже нет, не так, это было ВАУ. Слог, ох уж этот слог - мой любимый цвет, мой любимый размер... Я не слишком жалую детективы, книжные и только их, как раз за язык: как правило он довольно скуден для меня, читать их довольно скучно, но вот когда повествование идёт волной, постоянно накрывая, не отпуская... вот оно - истинное блаженство. Так было и здесь. Книга не просто "легко читается", она проглатывается на одном дыхании: раз - ты начал, решил почитать минут 10-15; два - прошло полдня, ты дочитываешь. Кстати о "птичках" - несмотря на лёгкость, плавность, на то, как книга захватывает, читается она отнюдь не быстро. А потому стоит сразу учесть наличествующее время и поставить будильник. Ну так, во избежание.
На этом, пожалуй, цветочки заканчиваются и начинается самое страшное - содержание книги...На этом, пожалуй, цветочки заканчиваются и начинается самое страшное - содержание книги.
Начать, пожалуй, стоит с главного - с героев. Как ни странно, сюжет, всё с ними происходящее, немного менее важно, чем они сами. Самый запоминающийся, колоритный персонаж - Битти. Столь точный образ разочаровавшегося и ушедшего от своих идеалов человека несколько потрясает. В начале книги была чудно написанная статья, в которой приоткрываются некоторые тайны, но и без неё, по одним обрывкам, недомолвкам и бессвязным, казалось бы, фразам, получилось понять всё, что там скрыто за этим человеком. Может, не всем это было очевидно, но... стоит только захотеть, не так ли? Но вернёмся к брандмейстеру. Я наслаждалась его словами, выпадами, паутиной, которую он плёл, как не наслаждалась никогда размышлениями Печорина. Битти умеет завораживать, умеет говорить красиво и складно, но все его слова, каждое, можно оспорить. Ох, как же жаль, что нельзя встретиться с ним в реальности и поговорить за чашкой чая (ну, думаю, в его случае, чего покрепче). Давненько воображаемые споры не приносили такого колоссального удовольствия. Это как раз тот случай, когда чужая точка зрения, пусть и диаметрально противоположна, но понятна и вполне обоснована.
Также прекрасна, как этот мрачный мужчина, и Кларисса. О, эта девочка прелестна. Вот уж кто точно со мной срезонировал, так это она. Удивительно разумная и сумасшедшая. Ведь, как говорит один человек, нормальным быть скучно. Нельзя сказать, что она - не от мира сего, она просто другая. Она замечает то, что другие просто упускают из виду, вечно куда-то спеша. А она просто видит и показывает потом другим. И как тут удержаться? Образ вышел воздушным, лёгким, но, вместе с тем, совсем не безобидным. Возможно, она представляет в книге другую сторону огня, другую сторону нескончаемого бега жизни: жажду знаний, невозможность просто замереть на месте, застыть, но и огненную ярость, нежелание мириться с оковами. Хотя её смерть и показалась... смазанной. Понятно, что объём книги не позволил бы этой линии как-то больше раскрыться, но... я слишком редко читаю короткие, не серийные истории, да?
Ну и куда же без Гая... первую половину книги он вызывал вполне приятное впечатление. Перемены в главном герое, который ищет свой путь... лучшее, что есть в этом мире, да? Но, чем дальше в лес, тем злее белки. Господибоже, как же можно быть таким тупым... вопрошала я не единожды. Нет, ну, понятно, что человек запутался, нервы не выдержали напряжения, но он всё же взял себя в руки... да, спалился на ровном месте, ну что ж, все совершают ошибки... возможно, просто трудно понять: как можно, из любопытства, тырить запрещённые книги и ни разу не открыть... как может помочь в борьбе с ненавистью к книгам то, что даже пожарники их читают? Людей просто заменили бы роботы, а ненависть упрочилась. Смысл большинства его действий заканчивается тем, что читатель закрывает лицо книгой со стоном. И ведь наблюдать за этим - чертовски интересно, но всё же... местами, довольно часто, он слишком критически невменяем.
Эти герои - все трое, ладно, 2,5 - действительно полюбились мне, остались незабываемы. Прочие же... нет, они не менее интересны, просто сказать о них мне попросту нечего. Они были, они ушли, не зацепили. Не так сильно, во всяком случае. А ещё все они живые. Они дышащие, глупые и мудрые, странные и сумасшедшие, но живые - даже куклы, вроде Милдред. И не сказать, что это вызывает удивление, я знала, за какую книгу берусь, но всё же... да, удивляет. По пальцам можно пересчитать тех, чьи герои раскрываются с таким жаром, с такой силой способен раскрыть и переворошить всё, что скрыто в чужой голове и подать это в соусе, который читатель сожрёт с потрохами.
Ситуации. Да-да, всё ещё не сюжет, о нём будет замолвлено слово куда как позже. Вот тут местами мой внутренний параноик дул губы и обиженно уходил в уголок рвать бумажки. Ну кто ж так делает, кто ж так творит-вытворяет-то? Выходить с запрещёнными книгами на улицу, вести закрытый образ жизни в "открытом" мире, не покупать стены... да эти люди психи! А потом удивляются, что их сжигают! Нечего палиться!!! А Кларисса? Ну что, так трудно было приучить ребёнка притворству Да. намного лучше, что её ставят на карандаш... Монтэг, рыбонька, ну чего ты жене-то всё рассказал? Сам ведь думал: сдаст. И... да, в этом плане люди всегда вызывали желание побить их об стенку. Чтоб было неповадно.
Ещё одно, что вызывало жалость: объём. Его было мало, так сильно мало! Хотелось узнать и предысторию, и послесловие, и много-много всего другого, что так и осталось меж строк. И это, пожалуй, главный минус истории.
Ну и вот оно, дождались - барабанная дробь - сюжет! Как же мне не хотелось о нём говорить, вот прямо до жути. Возможно, дело в самом культе, который вокруг него воздвигнут, не знаю. А может, когда ты пару лет подряд спокойно и почти без внутренней, затаённой дрожи смотришь на 1000 и 1 маньяка и пытаешься их изучить, потому что, сука, интересно, границы стираются и трепет перед страшным будущим отступает на задний план. Ну да, многое сбылось, так и многое нет: Брэдбери верил, что техника заберёт у людей потребность творить, идти вперёд, но как много разных ответвлений появилось лишь благодаря тому же пресловутому, тупому ящику и отупляющему же интернету? Да, люди мало интересуются чем-то развивающим, но... давайте снимем розовенькие очки и будем откровенны: так было всегда. Толпа тупа. И сейчас, и сто, и тысячу лет назад, бОльшая часть живущих на земле людей хотела стоять на месте и ничего не делать. Процентов 20-30 несчастных, что двигали историю, сделали прошлому такую рекламу, которой не было, да и не будет ни у одного продукта.
И, если уж честно, слабо верится, что наша антиутопия будет именно такой. Хотя, пожалуй, она наиболее реальна, а под строками о группках я прямо подписываюсь всеми конечностями, но... что-то будет таким, что-то трансформируется в нечто совершенно отличное. Это как в науке: сначала два противоположных мнения борются друг с другом, а потом оказывается, что правда - она где-то посредине.
И всё же вернёмся к сюжету. Страшное будущее, нарисованное в нём, страшнее от того, что становится всё более реальным. Частично. Ну да ладно. Оно страшно, оно цепляет, но... и привлекает тоже.
Если забыть о том небольшом, что вызывает вопросы, то история, и правда, говорит о самом важном, ещё трепещущем: о том, что люди не хотят помнить. Намного проще забывать, закрывать глаза. Это приятнее, это много... вкуснее. Почти как гамбургеры и колла. Да, поначалу, кажется, что никакая другая еда их не заменит, но спустя время уже трудно будет даже вспомнить какой там был вкус. И тут также. Или история Монтэга - человека, который от глупости и нелепости, от чёрствости и закрытости, пришёл к простому понимаю, самому важному пониманию: нельзя ничего сделать с другими, если они этого не хотят. И ведь это везде так, в каждой клеточке нашей жизни! Но кто об этом думал?!
Очень интересно было заглянуть в этот удивительный мир, посмотреть, как он устроен... достойная вещь, очень достойная, хотя чуточку лучше всегда может быть.ЗЫ может, подумалось ещё, наверное, стоит завести списки, вроде прочитано/просмотрено/отзывно, но пока как-то лень. Может, в конце года этим заняться... не забыть бы.
@темы:
451 по Фаренгейту,
мысли вслух,
Рей Брэдбери,
жизненное,
называется, отзыв,
скелет из шкафа,
разное,
трава,
жизнь
После этой книги переключилась (когда отпустило) на его Марсианские хроники и Вино из одуванчиков
Но эта остается большей и страстной любовию)
Оно было великолепно, почти божественно, этот язык... удивительная вещь
О, да) Это книга хорошенько бьет по голове) Я помню, прочитала ее за одну ночь и ни капельки утром не пожалела) Как говорится, ит вос асом)) После этой книги переключилась (когда отпустило) на его Марсианские хроники и Вино из одуванчиков
а "Дзен" не пошёл? А то, по выхваченным в автобусе отрывкам, тоже презабавнейшая вещь %)
Дзен погрел душу в темный безэлектрический ветер на даче в свечах) Но все же 451 была самая первая книга у него) А это как первый секс
You will remember it FOREVER)
Но всё же не стоило читать эту прелесть ДО Оруэлла
о да, это самое обидное, когда вот так попадает) Я прочитала Благие намерения ПрачтеттаГеймана до Мора Прачтетта и пока не могу заставить себя дочитать Мора( Мне не катит до конца(